?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Совершенно замечтальный проект делают ребята. То что я увидел  мне понравилось. А еще больше понравилось кто и КАК это делает. Наверно именно такие  эксперименты помогут нам хотя бы немного  рассосать эти железные знавески между соседями. Я знаю например всех жителей своего подъезда по именам. Но в других подъездах это совершенно не так. Задайте себе вопрос-  вы знаете  соседей? Вы ощущаете себя частью бОльшего социума,  принадлежность к району и улице? Почему  мегаполис убил еще в 80-е  чувство локтя? Между прочим в наших домах  первые 5 лет  соседи стречали новый год с шампанским на улице- во дворе. Сейчас это уже почему-то ушло. Почему? Не знаю.
Оригинал взят у gilgitaxias в Железные двери и забытые звонки
Этот пост продолжает краткий анализ результатов исследования, проведенного в Тропарёво-Никулино Высшей Школой Урбанистики при поддержке портала UrbanUrban и местных активистов.

В прошлом посте я писал о тех механизмах, которые приводят к дисфункциональности вертикальных взаимодействий, сегодня же я хочу поподробнее остановится на том, что стоит на пути горизонтальных коммуникаций жителей многоквартирных домов.

Вот поглядите на диаграммы, в которых показано, как наши респонденты по шкале от 1 (однозначно опасно) до 5 (абсолютно безопасно) оценивают уровень безопасности в своём дворе в дневное время суток -
безопасно-днём

и в ночное время суток -
безопасно ночью


Как видно, время суток играет определённую роль в оценке безопасности, но нельзя сказать, что драматическую - и там и там средняя оценка безопасности превалирует. Но, что немаловажно, это данные, полученные от людей, которые открыли дверь нашим интервьюерам, т.е. обладают достаточным уровнем доверия и чувством собственной безопасности, чтобы открыть дверь незнакомому человеку и даже вступить с ним в разговор. А, надо признать, что несмотря на то, что мы, создавая дизайн исследования, мечтали о тотальном покрытии всех квартир всех домов на Анохина 38, как это в своё время делал Сибом Роунтри в своём social survey Йорка, таковых людей оказалось достаточно мало. По сути дела, нами были охвачены не более 15% всего населения домов. 15% самых отважных или доверчивых (тут генезис не важен) жителей оценивают уровень безопасности продемонстрированным выше образом. При этом, стоит обратить внимание на следующую диаграмму, в ней продемонстрирован срок проживания респондентов в квартире - сколько живёте .
Как видно, большая часть из "отважных или доверчивых" живёт в доме с момента его сдачи, и квартиры находятся у них в собственности (квартиросъёмщиков среди наших респондентов было всего 13%). Т.е. можно предположить, что оценка уровня безопасности так или иначе связана со сроком проживания, и в своей или съёмной квартире проживает человек.

При этом далеко не все люди, среагировавшие на звонок в дверь, соглашались участвовать в исследовании. Довольно часто я, стоя у железной двери тамбура, слышал, как открылась дверь квартиры, кто-то подошёл, посмотрел в глазок и вернулся в квартиру. Реже, но тоже довольно часто люди, даже не выслушав то, как интервьюер представляется, вываливали на него набор чудовищной мифологии, обвиняя в работе на Путина, Госдеп США, мафию, свидетелей Иеговы и "Кирби", и удалялись восвояси, довольные разоблачением опасного злодея. Или просто говорили "Никаких исследований!", "Не участвуем!". Иногда открывали дверь, смотрели с ненавистью и захлопывали, не говоря ни слова. Психологически это было довольно тяжело, но я сейчас не про моральные страдания интервьюеров хочу написать, а про то, что способствует такой ситуации.

Двор на Академика Анохина 38 находится внутри кольца из четырёх домов - три серии П-3 и один серии П-44. Они обладают похожей планировкой - на каждом этаже расположены четыре квартиры, двери квартир выходят в общий тамбур, отделённый общей дверью от площадки с двумя лифтами, с этой площадки еще одна дверь ведёт на лестничную клетку. Звонки в квартиры расположены как у тамбурной двери, так и у каждой квартирной двери.

В изначальном виде тамбурные двери были деревянными со стеклами. На некоторых этажах такого вида двери еще сохранились, но в большинстве случаев они либо обзавелись внешней или внутренней стальной решёткой, или же были заменены жильцами на глухие железные двери. Иногда подобный улучшайзинг принимает абсурдные формы, например, на одном из этажей железная решётка идёт наискосок, занимая значительную часть лифтовой площадки (там мне было весьма затруднительно дотянуться до звонков, надо сказать =)).

Согласно правилам пожарной безопасности, запрещается захламлять помещения общего тамбура, однако мы регулярно наблюдали активное использование помещения тамбура не только для хранения обуви, стоительных материалов и велосипедов, но также и присвоение жильцами тамбурного пространства, за счёт размещения там мебели, типа тумбочек, столов, книжных шкафов. Тактики присвоения "ничейного" пространства в коммунальных квартирах Санкт-Петербурга подробно описывал Илья Утехин в вот этой книжке. И большая часть того, что он пишет о коридоре коммунальной квартиры, наблюдается и в общем тамбуре многоквартирного дома. При этом, отгороженные глухой железной дверью тамбуры присваивались жильцами гораздо мощнее и охотнее, во всяком случае, лишь в редких тамбурах за стеклянной дверью мы наблюдали большое количество мебели, в то время как в тамбурах за железной дверью мебель встречалась регулярно. Также тут можно вспомнить теорию Лаймана и Скотта о четырёх градациях приватного и публичного пространства и соответствующего этой пространственной градации выбора одежды. Железные двери нам зачастую открывали люди в халатах или другой одежде, которую, во избежание излишнего юмора, проще назвать "домашней". Стеклянные двери в затрапезном виде открывали только редкие одинокие пенсионеры.

Таким образом, железная дверь работает на приватизацию, освоение пространства тамбура с одной стороны, но с другой стороны, она обостряет различие между пространством по одну сторону двери и пространством по другую сторону двери. С одной стороны, она легитимирует right to occupy (по Лефевру) жильцов, с другой стороны, надёжно отгораживает жильцов от представителей власти. Развешенные по лифтовым площадкам уведомления ГО и ЧС о недопустимости захламления оставляются жильцами без внимания. Человека, стоящего по другую сторону железной двери, проще проигнорировать, ведь наблюдая его в глазок, ты сам остаёшься незаметным.

И тут как раз интересна ситуация со звонками. На некоторых этажах при установке железной двери звонки просто убрали. Почти на каждом этаже есть сломанный, срезанный или оплавленный звонок. Или неполный набор звонков. Или звонки не подписаны - какой в какую квартиру. Как всегда, не обошлось без абсурда - на одном из этажей звонок установлен над дверью, почти у самого потолка. Возможно, к хозяину квартиры в гости ходят только баскетболисты. Т.о. звонок, как инструмент, создающий возможность коммуникации, не оговоренной заранее, не представляет для жильцов какой-либо значимости. Одна бабушка-респондент так это прокомментировала "А зачем звонок, если есть мобильный?". Мне видится, что подобное отношение к звонкам, усугубленное железными дверьми, является довольно значительным препятствием для установления горизонтальной соседской коммуникации. Человек без звонка, человек за железной дверью фильтрует свои контакты и выпадает из пространственно-обусловленных связей. У его знакомого, живущего на другом конце Москвы, но знающего его мобильный, в разы больше шансов на коммуникацию с ним, чем у соседа сверху, представителя ТСЖ, местного активиста, не говоря уже про полицию или иных сотрудников государственных или муниципальных служб.

В следующем посте я расскажу подробнее про вопросы коммуникации и о том, как устроены горизонтальные связи - родственные, дружеские и так далее.

Ну и в завершение поста, фоточка двора за авторством Кирилла Самодурова для красоты -
фото двора
Subscribe to  garnach

Comments

( 25 comments — Комментируй )
yaros1971
Jan. 16th, 2013 06:04 am (UTC)
38 дом
m0tl
Jan. 16th, 2013 08:03 am (UTC)
Я знаю например всех жителей своего подъезда по имена
А как так получилось, скажите?
Вышли во двор и подружились? Полагаю, что все перезнакомились между собой при решении общей беды - смены УК.

У меня нечто подобное было тоже, в начале 2002 я инициировал и собрал народ на прокладку сетки в доме (17 этажка, 9 подъездов). С теми 13 чел., когда встречаемся во дворе - общаемся.

К сожалению, по ментальности, народ наш в массе сплачивают беды, чем созидание и желание что-то делать.

interrno
Jan. 16th, 2013 08:11 am (UTC)
Re: Я знаю например всех жителей своего подъезда по име
Потому что беда у всех одна, а счастье разное :), общество разделяется все больше, теперь в школах ввели религию, будет и разделение по конфессиональному признаку. Не сразу, но при такой политике государства появятся и православные и мусульманские дома и кварталы и т.п., там и до политического самоопределения и отделения недалеко :). Я знаю пару людей, с которыми мне хотелось бы пообщаться. Но один умер в Индии в начале 20 века. А второй в многоквартирном доме жить не сможет :)
garnach
Jan. 16th, 2013 10:25 am (UTC)
Re: Я знаю например всех жителей своего подъезда по име
но это совсем не значит что мы должны спокойно сидеть в своих, квартирах. именно вот такая модель - равнодушия и апатии выгодна власти. а более маргинальные и горячие парни из Дагестана и чечни.
Надо ломать эту гнилую систему
m0tl
Jan. 16th, 2013 11:08 am (UTC)
Re: Я знаю например всех жителей своего подъезда по име
Владимир, вот собственно и куралесим :)
gescrew118
Jan. 16th, 2013 08:05 am (UTC)
Ну тут мне кажется все достаточно просто. Если все помнят до развала СССР соседи очень дружественно сосуществовали друг с другом, отмечали праздники, брали друг у друга вещи попользоваться и т.п. Все изменилось в 90-е, мне например мама тогда строго на строго запрещала кому-либо рассказывать о месте работы и размере заработка родителей! Я думаю все помнят те времена, и у людей в подсознание это все осталось, люди умышленно не хотят ни с кем общаться, ведь стоит только завести более менее с кем-то из соседей приятельские отношение, как тут же начнутся вопросы про личную жизнь, работу, доход и так далее, а про это распространяться мало кто хочет! Особенно если вы преуспевающей человек, а ваш сосед работяга или перебивается случайными заработками (зачем ему знать, что у вас доход в 10 раз больше чем у него и жизнь лучше во всех отношениях)
Примерно тоже самое и с железными дверями, это в какой-то степени символ защищенности для обывателя, железная дверь куда надежней деревянной со стеклом.
Что касается опросов, то я например двумя руками за участия в них, особенно подобного рода. Но в то же время, я например никогда не открываю на звонок в дверь, если только не жду кого-то. Причина следующая, очень часто по подъездам бродят всякого рода предлогатели разного рода товаров и услуг на общение с которыми время тратить абсолютно не хочется, да и кто знает какие у них намерения. Так что мне кажется тут нужно не по квартирам ходить, а может быть организовывать такого рода опросы например на улицы или приглашать людей куда-нибудь!
garnach
Jan. 16th, 2013 10:26 am (UTC)
я не согласен. отчасти. всегда можно найти круг общения по душе. Мы просто не знаем кто и как живет вокруг нас. поэтому и ощущение озлобленности у одиночек. все -кругом враши.
gescrew118
Jan. 16th, 2013 11:14 am (UTC)
Владимир, вы еще не забывайте разницу между новостройками (90-2000 года) и домами, построенными в советское время. В новостройках все-таки люди примерно одного уровня живут, поэтому им и общий язык найти достаточно просто, а вот с советскими домами тяжелее, публика все-таки очень разношерстная, от успешных и преуспевающих до маргинальных алкоголиков и наркоманов. Поэтому в таких домах общий язык очень сложно найти, все боятся открыться другим людям. У нас в стране же чувство социальной справедливости обострено до предела. Если ты живешь лучше других, значит ты король мира, а все вокруг холопы и неудачники, если хуже, то все вокруг воры или "папа устроил или купил все имущество". Так конечно не везде, но это очень ярко проявляется, особенно в последнее время, поэтому те кто лучше и успешнее стараются избегать других людей, что бы потом не испытывать на себе все прелести зависти и всех вытекающих, а те кто по хуже устроен в этой жизни не хотят казаться окружающим бедными и обездоленными, отсюда и проблемы коммуникаций
gilgitaxias
Jan. 16th, 2013 09:24 pm (UTC)
Вот это кстати интересно и мы попробуем сравнить и изучить это подробнее. То что Анохина 38 - заселённые в по распределению и РАНом дома - не могло не сказаться на результатах это точно. А вот как конкретно сказалось - еще предстоит узнать))
geckko
Jan. 16th, 2013 08:32 am (UTC)
в городе просто нет необходимости
в "горизонтальных коммуникациях" то есть, говоря по простому, в общении с соседями. А если нет необходимости, то и незачем тратить ресурсы - время или деньги на кнопку звонка. Все нормально.
gilgitaxias
Jan. 16th, 2013 09:19 pm (UTC)
Re: в городе просто нет необходимости
Вот кстати этот момент-то меня более всего интересует и занимает. Сейчас пошла волна городских исследований, но все они исходят из идеологем "горизонтальная коммуникация", "публичное пространство" итд. Но, вот например, наши волонтёры (в основном студенты) после первого дня проведённого за анкетированием хватались за голову и рассуждали "Какая горизонтальная коммуникация, какое публичное пространства, какая "Стрелка"... Этим людям всего этого не надо!". Т.е. хорошо это или плохо - не суть, но запроса на активную горизонтальную коммуникацию в этом исследовании мы не обнаружили.
m0tl
Jan. 17th, 2013 07:19 am (UTC)
Re: в городе просто нет необходимости
Нужно исследовать причины возникновения такого запроса. Т.е. что надо сделать, чтобы он появился.
geckko
Jan. 17th, 2013 12:21 pm (UTC)
а зачем атомизированным индивидуям
"горизонтальные коммуникации", если нет общих целей, для достижения которых коммуникации и служат средством.

С позиции старого бокониста соседство есть эталон "гранфаллона" - ложного сообщества, образованного по формальному признаку

def: гранфаллон- Ложный карасс, кажущееся единство какой-то группы людей, бессмысленное по самой сути, с точки зрения божьего промысла. ( http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC )

Edited at 2013-01-17 12:24 pm (UTC)
gilgitaxias
Jan. 17th, 2013 12:41 pm (UTC)
Re: а зачем атомизированным индивидуям
Это конечно уже идеологический вопрос, но у соседства в его эффективном виде есть куча полезных функций. И дело тут не совсем в "общих целях" (они, кстати, в нашем исследовании обнаруживались), а в кризисе доверия. Людям в голову не приходит, что у кого-то может быть общая с ними цель.
geckko
Jan. 17th, 2013 02:02 pm (UTC)
Re: а зачем атомизированным индивидуям
у вас есть какие-то подтверждения "кризиса двоерия" ?
gilgitaxias
Jan. 18th, 2013 07:45 pm (UTC)
Re: а зачем атомизированным индивидуям
Лично у меня нету, но можете посмотреть исследования Петра Штомпки про Польшу правда, но польский материал на Россию очень неплохо экстраполируется.
Сергей Ромашин
Jan. 19th, 2013 11:27 am (UTC)
Re: а зачем атомизированным индивидуям
Исследования Штомпки не смотрел )) Но думаю, что с точки зрения социума он НИКАК не экстраполируется на Россию, потому что найти более непохожее общество чем наше и польское это ещё поискать нужно, может где в Африке. Бывали в Польше ? Если да, то поймёте о чём я.
gilgitaxias
Jan. 19th, 2013 02:45 pm (UTC)
Re: а зачем атомизированным индивидуям
Касательно Польши - я там был в 2004ом году и был весьма юн для социологических наблюдений. Единственное что могу вспомнить - непривычное разнообразие людей на улицах. По стилю одежды, по цветам одежды. Но, собственно, Штомпка вводит концепт homo sovetikus и возможно он таки был характерен для постсоветской Польши, другое дело как они это постсоветское наследие преодолевали. И, возможно, они оказались в этом эффективнее нас за счёт чего собственно и такие различия.
Сергей Ромашин
Jan. 19th, 2013 11:30 am (UTC)
Re: а зачем атомизированным индивидуям
А мой пост расположенный ниже Вас, Пётр, не заинтересовал ?
(Deleted comment)
garnach
Jan. 16th, 2013 10:18 am (UTC)
пожалуй не соглашусь. повышение безопасности- это вывод видеокамеры в холл и, видеодомофон.
gescrew118
Jan. 16th, 2013 11:19 am (UTC)
Так у нас то народ простой, проще и бюджетнее убрать звонок, чем поставить видео домофон!
garnach
Jan. 16th, 2013 04:44 pm (UTC)
ну не думаю что у нас народ нищий.Это один из самых зажиточных районов города
gescrew118
Jan. 17th, 2013 05:42 am (UTC)
Дело не в бедность или богатстве, а в менталитете! У нас народ может купить в кредит Порш Каен при зарплате в 50000, телевизор за 100000 при зарплате 30000 (абсолютно реальные случае мною наблюдаемые), но вот раскошелится на какую-то мелочь, это нет! У меня друг ездит на Мазде 6, но при этом никогда не разговаривает больше одной минуты по мобильному, так как это видите ли дорого! )))
Сергей Ромашин
Jan. 17th, 2013 04:48 pm (UTC)
двери и другое ...
А почему Вы прицепились к этим металлическим дверям ? Ничего страшного в них нет (особенно если сделать красиво и функционально). Они не ухудшают пожарную безопасность (если установлены правильно), но реально повышают безопасность от действий потенциальных злоумышленников (особенно вкупе с другими средствами). У нас в районе есть многоквартирный жилой дом, где ТСЖ установило на всех этажах одинаковые металлические двери отделяющие прилифтовой холл от межквартирного, получилось очень даже ничего (Анохина, д.6, корп.5). Кроме этого уважаемый автор не учитывает, что то что он видит сейчас формировалось длительное время, а на другом временном отрезке существовали отличные от современных условия существования как отдельного человека, так и какого-либо социума (напр. дома или подъезда, как некоей общности людей), перед ними стояли другие цели и задачи, они имели другие финансовые возможности. И устроив свою жизнь один раз сложно перейти к другому её устройству, для такого перехода как правило необходим какой то толчок - переезд на новую квартиру, создание нового супружеского союза, рождение ребёнка, резкое увеличение доходов или даже просмотр телепередачи про ремонт . Без этого не приходит осознание необходимости что то менять в окружающем тебя пространстве ("зачем чинить то что не сломалось?"). Кстати ярким примером является та самая решётка о которой говорит ув. автор - история такова: одному из жителей дома "обломилась" (досталась бесплатно) отличная решётка, которую он решил установить в приквартирном холле для пущей безопасности ещё в спокойные советские времена, беда состояла в том, что решётка была несколько шире коридора , но изобретательные советские граждане поставили её "слегка" под углом (не пилить же красоту в самом деле !) и теперь (уже пару десятков лет) позвонить в звонок на этаже может только гость с длинными руками :)) Но люди так привыкли жить и считают, что это придаёт их этажу своеобразный шарм, при этом они общаются друг с другом, прошлым летом с помощью Правления, но за свои деньги положили плитку на пол межквартирного холла, покрасили стены , установили электротехнические короба и светильники. При этом когда Правление ЖСК выполняло работы по устройству полов в подъезде из керамогранита они попросили сохранить их любимую решётку (она была срезана, а потом установлена вновь).Думаю, что этих людей нельзя отнести к безразличным к месту своего проживания. Просто они живут так как ИМ НРАВИТСЯ. Интересно было бы узнать как живёт сам автор: активен ли он во внутридомовых коммуникациях, общается ли с соседями, обустраивает этаж, подъезд, дом, двор ... ?
gilgitaxias
Jan. 19th, 2013 02:59 pm (UTC)
Re: двери и другое ...
Тут есть несколько моментов. Момент первый - да, безусловно, очень многое зависит от привычки людей к определённым практикам. И сама по себе железная дверь - это неплохо. Некоторыми людьми она даже рассматривается как "хорошая инвестиция". Другое дело, что переложение контроля на инструменты типа железной двери или домофона снижает актуальность и осознание социального контроля. Сейчас не вспомню автора, но недавно читал исследование по криминалистике, в котором указывалось, что индивидуальные средства контроля, типа той же железной двери куда менее эффективны чем, например, камеры или элементарные бабушки у подъезда. Мощная дверь - это преодолимое и легко представимое препятствие. А с какой проблемой можно столкнутся будучи заснятым на камеру или увиденным - представить куда сложнее и, следовательно, страх потенциального преступника сильнее.
Сам автор относительно активен - регулярно моет пол в тамбуре, общается с соседями по этажу и некоторыми соседями по дому, участвует в кроссинге вещей, осуществляющемся на первом этаже. Два года назад мы с соседями скинулись на кафельный пол в тамбуре, правда сперва вышел фейл, т.к. один из соседей притащил в качестве строителя своего знакомого алкоголика с "золотыми руками". Руки у него может и золотые, но мы этого не оценили т.к. на протяжении месяца он их применял в основном для взаимодействия с "балтикой девяткой". Потом нашли таджиков которые всё быстро и качественно сделали. Потом еще был эпизод, когда сосед один съехал и начал сдавать квартиру и сдавал её опять же таджикам и они там устроили чёрт знает что - жили чуть ли не вдвадцатиром, постоянно какие-то новые люди итд, но мы с соседями объединились и смогли объяснить хозяину квартиры что это мягко говоря АдЪ и надо с этим кончать. В результате чего всех таджиков погнали и теперь квартиру снимает приятная молодая пара.
( 25 comments — Комментируй )

Записи за месяц

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Темы блога

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner